Найдено здесьНаверное, после программы Н1-Л3 самым амбициозным советским проектом стала лунная база, разработку которой вело ГСКБ “Спецмаш” под руководством Владимира Бармина. Задача на проектирование была поставлена ещё В.Королёвым в 1962 году, когда достижение Луны не казалось делом отдаленного будущего. В официальных документах база получила обозначение
ДЛБ (Долговременная Лунная База), но чаще использовалось название
“Звезда”. Внутри конструкторского коллектива её называли
“Барминград”.читать дальшеЗанимаясь столь сложным проектом Бармин ясно представлял, что займёт он несколько лет и в лучшем случае первые модули можно будет отправить на Луну только в начале 1970-х гг. Большой спешки в проектировании не было, поскольку в 1962-1969 гг. более приоритетными были другие программы. В общей сложности работы растянулись на 10 тел, причем в последние годы из-за скудного финансирования они продолжались почти на “голом” энтузиазме. Впрочем, в 1971 году, когда эскизный проект “Звезды” был полностью завершен, Бармину удалось договориться с вышестоящим руководством не закрывать программу. Тем не менее, уже в 1972 году стало ясно, что лунная база так и останется в проекте. Проблема заключалась в том, что “Звезда” напрямую зависела от Н1-Л3 и после отказа от участия в “лунной гонке” это направление закрыли. Предусматривалась ли возможность использования других ракетоносителей – неизвестно. По самым скромным подсчетам “звезда” обошлась бы Советскому Союзу около 80 миллиардов долларов, что было просто непосильным бременем как то время, так и сейчас. Итак, что же представляла бы из себя “Звезда”, будь проект реализован в 1973-1974 гг.
Предполагалось, что на Луну при помощи тяжелых ракетоносителей будет доставлено 9 модулей, рассчитанных на 12 космонавтов. Каждый модуль длиной 8,6 и диаметром 3,3 метра (полная масса 8 тонн) имел своё назначение: командный пункт, научная лаборатория, хранилище, мастерская, медпункт со спортзалом, камбуз со столовой и три жилых помещений. Разумеется, на Луну также надлежало доставить источник энергии, в качестве которого был выбран атомный реактор.
На первом этап программы планировали провести облёт Луны с помощью автоматических зондов для выбора наиболее благоприятного места. Первой на лунную поверхность предстояло высадиться экспедиции из 4-х человек оснащенной “лунным поездом”. Фактически этот “поезд” представлял собой сцепку из лунохода и трех несамоходных модулей: жилой, изотопная энергоустановка на 10кВт и буровая установка. Именно на нём советские космонавты провели бы детальное исследование выбранного района, а затем притупили бы к постройке временной лунной базы. После выполнения этой части программы “лунный поезд” можно было использовать для более дальних “рейдов” по Луне. Сбор образцов можно было производить не выходя наружу при помощи манипуляторов.
Второй этап заключался в доставке уже описанных выше 9 модулей. Для удобства доставки (транспортный блок ракетоносителя не “резиновый”) модули выполнялись на заводе в виде “гармошки” длиной 4,5 метра и по прибытии должны были вытягиваться под давлением сжатого воздуха. Более поздние варианты оснащались собственными двигателями и опорами, так что их можно было использовать как самостоятельные модули.
Из всего проекта в опытном порядке был построен только жилой модуль, который в 1967 году использовался во время экспериментов по длительному пребыванию в замкнутой среде, проводившихся в Институте медико-биологических проблем.
Впрочем, давайте дадим волю фантазии и поможет нам в этом новая серия рисунков Виктора Филиппского, посвященных проекту лунной базы “Звезда”. Разумеется, вместе с комментариями их автора.
Обследование автоматического лунохода
Предварительно на место строительства станции забрасывались автоматические луноходы, которые детально обследовали район. Следом прибывали космонавты - исследователи и монтажники. Их уже ждал тяжелый луноход, в котором предстояло не только дообследовать выбранную площадку, но и пожить некоторое время.
По пути пришлось обследовать луноход-автомат, произвести мелкий ремонт - ведь исследования Луны в данном районе только разворачиваются и работы хватит всем - и людям ,и автоматам!
Надо заметить, что для доставки людей на Луну используется многоместный ЛК-Н1Ф-Л3М.
От редакции: к великому несчастью проекты серии Л3 так и остались лишь в опытных образцах, хотя по многим параметрам они не только не уступали, но и превосходили американские “Apollo”.
Прибытие очередного блока.
Место выбрано! Теперь блоки станции прибывают на Луну по очереди.
Разгрузка блока лунной базы "Звезда"
Вначале предполагалось доставлять блоки в сложенном виде и уже на Луне их надувать, однако от этой идеи отказались и блоки прибывают полностью снаряженными – их снимают с посадочного блока и доставляют на место сборки.
От редакции: вообще вариант с “монолитными” модулями экономил ещё и немного массы, ведь для растягивания “гармошки” надо было ещё предусмотреть размещение ёмкостей со сжатым воздухом. К тому же, в 1974-1975 гг. не исключалось появление более мощных ракетоносителей.
Засыпка реголитом лунных модулей
Станция собирается и в процессе сборки засыпается лунным грунтом-реголитом - прекрасным теплоизолирующим материалом, который защитит не только от перепадов температуры, но и от микрометеоритов. И хотя всё просчитано до мелочей, от строительного мусора никуда не деться - около станции появляются ненужные больше материалы и предметы. Человек пришёл на Луну!
"Звезда" начала работу
“Звезда” начала работу! Сама станция планировалась из девяти блоков. Собранная и засыпанная, она мало выделяется на фоне лунного пейзажа! Исследования Луны разворачиваются и первый форпост уже создан!
По требованию учёных, она находится на стыке горного и материкового районов где-то в центре лунного диска, поэтому Земля на рисунках не видна-она высоко в зените! И только её свет виден кое-где в тенях.
Автопоезд В.Бармина
Автопоезд Бармина - особая гордость этого уникального проекта! Тяжелый луноход тянул за собой жильё, буровую и энергоблок, поэтому он мог далеко забираться от станции и проводить детальные исследования Луны в автономном режиме несколько месяцев подряд!
От редакции: модули “лунного поезда” Бармина должны были изготавливаться из трехлослойного материала. Между двумя слоями сверхпрочного, но в то же время легкого слава, находилась подушка из вспененного наполнителя. Такая “броня” надежно защищала от микрометеоритов.
Посетите также мою страничку
hatsat.bget.ru/user/HMAHarvey6/ открыть счет в иностранном банке удаленно физическому лицу bank of.tj
33490-+